Детская без насилия

Принято считать, что самое безопасное для детей место – это дом, семья. Именно здесь рядом с ребенком находятся люди, которые должны любить и защищать его, заботиться о нем. Однако в последнее время все чаще приходится слышать о случаях жестокого обращения с детьми родителей и других членов семьи. Проблема насилия над детьми стоит достаточно остро во всем мире – и в то же время остается в тени, потому что немногие готовы говорить о ней открыто. Это явление характерно для всех культур и стран, для семей любого достатка и уровня образования. Есть мнение, что насильственный способ воспитания встречается только в неблагополучных семьях, но это — не более чем миф.

Что такое домашнее насилие над детьми?

Насилие над ребенком – это любые действия или бездействие родителей либо других взрослых, в результате которых наносится вред физическому и психическому здоровью ребенка, создаются условия, мешающие его оптимальному развитию, а также нарушаются права ребенка. Насилие бывает физическое, психологическое, сексуальное, а также может проявляться в форме неудовлетворения основных жизненных потребностей ребенка.

Любой вид насилия на всю жизнь оставляет в душе ребенка шрамы, негативно влияя на его физическое, психическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие. Насилие, пережитое в детстве, не проходит бесследно – оно накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь, порождая череду проблем — начиная от трудностей в школе и заканчивая личностными и семейными проблемами.

Каким бывает насилие?

Воспитательные традиции многих семей подразумевают физические наказания детей, что является безусловной формой насилия. Некоторые родители считают их естественной частью воспитания ребенка и с насилием никак не связывают. Однако это не так, и позиция современных психологов однозначна – детей бить нельзя.

Мы ужасаемся, когда в СМИ появляется информация о том, как горе-родители избивают своих детей, истязают и даже убивают их. Но, к сожалению, мало кто воспринимает как проявление насилия такие довольно привычные картины, когда молодая мама за какой-то проступок прямо на улице бьет своего ребенка или резко дергает его за руку, когда папа со словами «Третий раз повторять не буду!» дает ребенку подзатыльник… Задумываемся ли мы о том, что в этот момент ребенок подвергается физическому насилию? Вероятно, нет. И, скорее всего, эта мама и этот папа будут очень удивлены, если мы скажем им, что они применяют насилие по отношению к своему малышу.

По статистике, почти 90% родителей в случае нарушения поведения ребенка прибегают к насилию (физическому или словесному), хотя только 10% из них считают данный способ эффективным. Физические наказания не выполняют никаких воспитательных функций. Чаще всего это просто способ излить на ребенка свой гнев, раздражение, недовольство, плохое настроение и показатель того, что взрослый не умеет справиться с ситуацией. Родители наказывают ребенка, так как думают, что это научит его «правильному поведению», но сталкиваются с тем, что такой метод не работает. Телесные наказания изменяют поведение ребенка, но совсем не так, как этого хотелось бы родителям. Подростки, к которым применяют физические наказания, чувствуя гнев на родителей, как правило, стараются выплеснуть его на кого-то другого. Например, проявляют агрессию по отношению к одноклассникам.

Физическое насилие, как правило, сопровождается психологическим (эмоциональным). Это крик, оскорбление ребенка, угрозы и унижения со стороны родителей, обвинения в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви и неприязни, постоянная ложь или искажение действительности, в результате чего ребенок теряет доверие к взрослому или к самому себе. Психологическим насилием является и предъявление к ребенку требований, не соответствующих его возрастным возможностям. Например, если мама требует, чтобы годовалый ребенок не разбрасывал свои игрушки, во время еды не пачкался и не ронял еду, а у ребенка не получается выполнять эти требования, и за это его наказывают. Психологическое насилие особенно опасно для маленьких детей: отсутствие эмоциональной близости и поддержки, враждебное или равнодушное отношение родителей приводят к задержке их физического и умственного развития.

Сексуальное насилие – самый страшный вид насилия, который заключается в том, что ребенок используется взрослым человеком для получения сексуального удовлетворения. Сексуальное насилие над детьми не только наносит им сильнейшую психологическую травму, но и крайне негативно влияет на их будущее развитие и эмоциональное здоровье.

Стоит отметить, что обычно ребенок подвергается не одному виду насилия, а нескольким или даже всем сразу. Если же еще и основные жизненные потребности ребенка не удовлетворяются (например, ребенка оставляют одного без присмотра, не удовлетворяют потребности ребенка в питании, одежде, жилье и медицинской помощи, получении образования), то детство из радостного, беззаботного, полного любви и внимания взрослых периода превращается в тягостное существование, когда ребенок страдает от холода, недоедания, болезней и одиночества.

Агрессия порождает агрессию!

Доказано, что основным фактором, формирующим агрессивность ребенка, является суровое авторитарное воспитание и неблагоприятная атмосфера в семье. Ребенок становится агрессивным, если его бьют, кричат, над ним издеваются и зло шутят, заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда, не доверяют и не общаются с ним, ребенок чувствует, что его не любят. Быть жертвой насилия всегда очень мучительно и болезненно, особенно ребенку. Поэтому в случае, если ребенок рано сталкивается с насилием, уже в дошкольном возрасте в психике ребенка запускается специальный защитный механизм – «идентификация с агрессором». Этот механизм срабатывает при столкновении ребенка с любой опасностью – вербальной или физической агрессией — особенно со стороны близких людей. Его сущность в том, что жертва приписывает себе черты агрессора и в итоге им и становится.

Чем чаще ребенок подвергается насилию, тем вероятнее, что и сам будет его использовать для решения возникающих проблем. Ребенок получает урок насилия: у него формируется убеждение, что насилие – это единственный способ добиться желаемого результата, а значит, когда он станет взрослым и у него будут дети, он тоже должен будет их бить. Таким образом агрессивное поведение воспроизводится в разных поколениях. Возникает замкнутый круг: насилие порождает насилие. Вырастая, родители бьют своих детей так же, как били когда-то их. И прервать эту эстафету насилия могут только взрослые, сознательно изменив свою тактику взаимодействия с ребенком.

В 1979 году Швеция стала первой страной в мире, где запретили физические наказания детей, приравняв их к преступлению.

Дети – свидетели насилия.

Если в семье кто-то из супругов проявляет насилие к другому, то ребенок с большей долей вероятности усвоит такую же модель поведения. Если мальчик отождествляет себя с отцом, который бил мать, а девочка – с матерью, которая страдала от насилия, то в их будущей супружеской жизни значительно возрастает риск повторения подобной схемы отношений, а также передачи такой модели детям.

Ребенок, который является свидетелем насилия в семье, страдает от увиденного и услышанного. Было установлено, что дети, видевшие проявления насилия в отношениях между родителями, став взрослыми, сами склонны к использованию физического или другого вида насилия по отношению к супругам, и агрессии – по отношению к детям.

Дети всегда знают о насилии в семье, хоть и не называют его таким словом. Они могут не отдавать себе отчета в причинах ссор и скандалов, но понимают: происходит нечто плохое. Они видят и слышат, как отец унижает мать, и нередко боятся, что мама может умереть. Они слышат, какими напряженными и холодными голосами разговаривают родители за ужином или какое тяжелое молчание «повисает за столом».

Ученые утверждают, что ребенок не усваивает 72% словесной информации, зато хорошо усваивает другую – пример поведения родителей. Ребенок наблюдает, как реагирует папа, когда мама просит его что-либо сделать. Он запоминает, с каким настроением родители уходят на работу, как общаются с людьми, говорят ли «спасибо» друг другу, обнимаются ли они, проявляют ли взаимное уважение. Многое из того, что он видел, он усвоит. Дети – зеркало для своих родителей.

Как воспитать ребенка без насилия?

Родители – главная защита и опора для малыша, и их любовь – его шанс на выживание. Если же вместо доброты он натыкается на крик и отчуждение, мир ребенка рушится. Чтобы быть здоровым и гармонично развиваться, ребенок должен быть уверен в безусловной любви родителей. Очень важно постоянно говорить о своей любви ребенку любого возраста, обязательно выражая ее с помощью прикосновений, объятий, ласковых слов.

Большинство специалистов в области современной детской психологии категорически против любых наказаний в семье. Если ребенок вас регулярно не слушается, нужно постараться понять причину этого. Скорее всего, либо между родителями и ребенком нет эмоционального контакта, либо ваши требования слишком высоки для ребенка. Желая выразить свое недовольство, говорите о своих чувствах, о действии, которое совершил ребенок, а не о его личности; при этом ваша критика не должна звучать грубо или сопровождаться криком и оскорблениями. Конечно, в семье должны существовать правила и границы, о которых ребенок должен знать, и нарушение этих правил должно иметь для него последствия – в виде лишения каких-то удовольствий – например, сладостей, ограничением времени просмотра мультиков или игры в компьютер.

Родителям нужно помнить о том, что неуважение порождает неуважение, а уважение вызывает аналогичную ответную реакцию, что насилие порождает насилие, а доброжелательность – мир, и что если не прислушиваться к мнению детей, они не научатся воспринимать ваше мнение. В хороших семьях, где есть добрые доверительные отношения с детьми, наказания не нужны. Берегите себя и свои семьи!

Татьяна Клюня,

психолог ГУ«ТЦСОН

Борисовского района»

Специалисты ГУ «ТЦСОН Борисовского района» оказывают психологическую, юридическую помощь пострадавшим от домашнего насилия. Наш адрес: ул. 50 лет БССР, 27. Тел. психолога 73-45-54.

Если Вы стали жертвой насилия в семье, у Вас есть возможность получить услугу временного приюта. Справки по тел.: 75-19-25 (понедельник-пятница, с 08.00 до 17.00), 8(044)557-16-06 (в вечернее время, а также в субботу и воскресенье).

Вы можете задать вопрос психологу по электронной почте psi734554@mail.ru

Экстренная служба психологической помощи «Телефон доверия» 73-11-11 (по будним дням с 8.00 до 17.00), мобильный 8(044)557-16-06 (круглосуточно).