Наши дети в интернетной сети

Если долго смотреть в монитор компьютера

– в какой-то момент он начинает смотреть на вас…

Интернет сам по себе – ни добро, ни зло – это скорее данность сегодняшнего времени. Разумеется, дети рано или поздно познают кроме всего прочего и эту часть окружающего нас мира, который становится все более и более цифровым.

Интернет своим существованием вызывает двойственное отношение к себе у общества. Ведь только сам человек определяет для себя роль интернета в своей жизни: он может быть использован как во благо для разностороннего развития личности, так и во вред, создавая серьезные проблемы. Ведь этот глобальный ресурс порой становится источником зависимого поведения уже с юного возраста.

Конечно не только дети попадают в зависимость от интернета. Сеть становится заменой реальной жизни и для многих взрослых. Но по сравнению с нами у детей и подростков меньше жизненного опыта, а значит, возникает множество вопросов, на которые им хочется, как можно быстрее получить ответы. Однако родители не всегда готовы дать их, ведь многое из того, что нам хорошо знакомо, перестало быть актуальным, а то, что интересует современных детей, требует более полных и конкретных знаний.

И как-то постепенно самым мудрым и оперативным собеседником для ребёнка, всегда готовым дать ответ на любой вопрос, становится компьютер. И только тогда мы – взрослые включаем панику и начинаем бить тревогу, когда наш ребенок уже глубоко погрузился в компьютерный мир, в новую виртуальную реальность, переставая замечать те уникальные возможности, которые дает каждому из нас повседневная реальная жизнь. Дети, обладающие еще неокрепшей психикой, всё больше общаются с виртуальными собеседниками в социальных сетях, которые предпочитают анонимность подлинному человеческому взаимодействию. В результате появляется компьютерная зависимость.

Так какая она бывает интернет — зависимость?

Специалисты в психологии по-разному классифицируют её разновидности. Но обычно выделяют шесть типов, из которых для детей характерны три:

  • Навязчивый веб-серфинг – беспорядочные переходы с сайта на сайт;
  • Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам; предпочтение общения в чатах, форумах и социальных сетях живому общению;
  • Игровая зависимость – разнообразные онлайн-игры и игры по сети.

Разумеется, не каждый подросток, заходящий в интернет, становится зависимым. Существует несколько факторов риска, каждый из которых может «запустить» зависимость. В основном они схожи с факторами риска зависимости подростка от алкоголя или наркотиков. Только в отличие от них в случае интернет-зависимости нет действующего вещества. Тем не менее, механизм формирования зависимости точно такой же.

Главные факторы – это наследственная склонность к формированию зависимостей, неблагополучная ситуация в семье, когда ребенку уделяется слишком мало или, напротив, слишком много внимания родителей и отрицательное влияние сверстников.

Обратите внимание на поведение вашего ребёнка. А определить наличие компьютерной зависимости либо её отсутствие может помочь вам тест А.В. Котлярлва, который включает в себя следующие признаки:

  • Ребёнок ежедневно играет на компьютере;
  • Начав игру, он теряет чувство времени;
  • Ребёнок испытывает затруднения, раздражается, грустит при необходимости закончить времяпровождение за компьютером;
  • Ради компьютера он жертвует временем общения с семьёй, друзьями;
  • У ребёнка преимущественно хорошее настроение, если он занимается на компьютере;
  • Ребёнок гордиться своими достижениями в компьютерной сфере и всем, кому только можно, об этом сообщает;
  • Из-за компьютера ребёнок пренебрегает сном;
  • После компьютера возникают головные боли;
  • В обычной жизни ребёнок испытывает раздражительность, подавленность, которые исчезают, как только он садиться за компьютер;
  • При помощи компьютерных игр ребёнок достигает жизненных целей, решает проблемы;
  • Из-за компьютера у ребёнка наблюдаются проблемы с учёбой;
  • Из-за компьютера он пренебрегает питанием или ест, не отходя от монитора;
  • Ребёнок испытывает потребность проводить за монитором всё больше времени;
  • Из-за компьютера он пренебрегает личной гигиеной;
  • Во время игры на компьютере ребёнок полностью отрешается от реальной действительности, целиком переносясь в виртуальный мир;
  • После сидения за компьютером у ребёнка появляется сухость слизистой оболочки глаз;
  • Время, проведённое за компьютером, служит ведущим средством для достижения ребёнком комфортного состояния.

Анализ результатов: за каждый ответ «да» начисляется 1 балл. Если общая сумма превышает 5 баллов, то ваш ребёнок испытывает компьютерную зависимость.

Кроме выявления наличия подобной зависимости важно ещё знать, как можно помочь ребёнку справиться с ней или предупредить само её появление. Для этого необходимо придерживаться следующих правил:

Правило 1. Подсчитайте, сколько часов в неделю, месяц и год ваш ребёнок тратит на разные виды своей жизнедеятельности: сколько часов в течении дня уходит у него на сон, учёбу, общение, компьютер и т.д. Обсудите с вашим ребёнком полученные результаты. Спросите, что он чувствует и думает по этому поводу. Возможно, значительный перевес компьютера, продемонстрированный в цифрах, заставит его задуматься над вопросом: «кто хозяин моей жизни: я или компьютер?»

Правило 2. Попробуйте вместе с ребёнком определить значение компьютера в его жизни, ведь ему нужна более значимая альтернатива для избавления от компьютерной зависимости. Для этого возьмите лист формата А4 и разделите его пополам. Справа запишите всё, что «даёт компьютер?», а слева – «что даёт повседневная жизнь?» Обсудите совместно написанное. Ваша задача показать, что возможности реальной жизни шире и интереснее. Будьте сами при этом ярким тому примером.

Правило 3. Пока ребёнок сам не оценит разницу в возможностях повседневной жизни и компьютерной, он будет оправдывать себя и зависимость, будет продолжать контролировать все стороны его жизни.

Стройте отношения в семье на честности и умении признавать ошибки. Ежедневно общайтесь с ребёнком, будьте в курсе возникающих в его жизни неприятностей и конфликтов.

Правило 4. Ребёнку с компьютерной зависимостью тяжело признаться самому себе (и тем более вам), что он перестал быть полноправным хозяином своей жизни. Поэтому не критикуйте, а поддержите, демонстрируя своим поведением, что принимаете его таким, какой он есть, что вы рядом. Это придаст ребёнку уверенности в том, что в реальной жизни много ценного, интересного, увлекательного и прежде всего – возможность быть с вами.

Помните, что родительская позиция «Я старший, поэтому делай так, как тебе говорят» никогда не приводит к доверительным отношениям.

Правило 5. Основную трудность для ребёнка составляет отказ от включения компьютера. У него могут появиться оправдательные мысли: «Ещё один, самый последний раз…», «У меня есть свободное время» и т.п. Именно в такие моменты важно его на что-то переориентировать, мотивируя тем, что компьютер подождёт, а ваше предложение – нет.

Правило 6. Внушить ребёнку, что компьютер вреден в наш цифровой век не получиться! Это важно понимать. Но помочь осознать то, что в сфере собственного развития, учёбы и дальнейшей работы польза компьютера и интернета гораздо выше и эффективней. Сделать это можно только на собственном примере.

Но при этом нельзя забывать о соблюдении правил техники безопасности.

Правила техники безопасности при пользовании компьютера (по О.В. Шаповаловой):

  • Поработав за компьютером 1,5 часа, нужно сделать гимнастику для глаз;
  • Каждые 40 минут необходим перерыв в работе;
  • Монитор должен находиться в 60-70 см от пользователя и чуть выше уровня глаз;
  • Ребёнку до 7 лет нежелательно взаимодействовать с компьютером. По крайней мерее не разрешайте ему проводить за компьютером более 20 минут в день и чаще чем раз в два дня;
  • Для детей 7-12 лет компьютерная норма – 30 минут в день;
  • 12-14 летние дети могут проводить время за компьютером – 1 час в день;
  • Для подростков от 14 до 17 лет максимальное время работы за компьютером 1,5 часа.

Поэтому, подводя итоги хочется отметить, что, не имея возможности запретить ребёнку компьютер, попробуйте с ним договориться. Ведь интернет – это важный инструмент для поиска информации, обучения и общения. А для того, чтобы ребенок с головой не ушел «в сеть», родителям придется находить время для общения со своим сыном или дочерью и позаботиться о том, чтобы их жизнь и отдых были увлекательными и разносторонними.

Беляева Валерия Владиславовна,

психолог ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Борисовского района»