ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ ПОДРОСТКА

Одним из наиболее распространённых поводов обратиться за помощью к психологу для родителей служат трудности и сложности с детьми, которые находятся в подростковом возрасте. Принято считать, что начинается он в 10-12 лет, а заканчивается в 15-16. Однако последние исследования склоняются к мнению о том, что переходный период человека заканчивается только к 23 годам, т.к. именно к этому возрасту окончательно созревает наш мозг.

Так в чём же сложность и особенность этого подросткового возраста?

Давайте попробуем разобраться…

Всё начинается с того, что Ваш милый ребенок в какой-то момент превращается в замкнутого нервного подростка, которого мы не просто не узнаём, но и вообще не понимаем, как к нему подступиться. Так вот – хорошая новость в том, что есть повод порадоваться – ведь наступил очень важный и необходимый этап взросления и созревания личности.

Правды ради надо сказать, что не всегда подростковый период должен проживаться остро, болезненно и сложно. Вовсе не обязательно! Но, если у вас именно так, то следующие вопросы, которые вызывают основные проблемы подростка, думаю, будут вам интересны!

Вопрос 1: КАК ПОМОЧЬ ПОДРОСТКУ НЕ ЗАВИСИТЬ ОТ МНЕНИЯ ДРУГИХ?

Здесь главное нам родителям понимать и принимать важность этого мнения. Ведь в этом возрасте  у детей начинается гормональная перестройка организма, благодаря чему – их эмоционально болтает в самые крайности. На фоне чего любое обидное слово или косой взгляд – это либо воспринимается как жёсткое оскорбление, либо повод усомниться в себе!

Посему, когда МЫ, стараясь помочь своему ребёнку, говорим, что общественное мнение неважно и не значимо – это всё равно как, если он вам говорит «я хочу пить», а вы ему утверждаете, что «нет, ты пить не хочешь».  Так вы своего ребёнка убедите не в своей правоте, а в том, что между вами пропасть непонимания. И соответственно советоваться с вами в дальнейшем нет смысла. 

Правило 1: НЕ ОБЕСЦЕНИВАЙТЕ ВАЖНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ, С КОТОРОЙ СТОЛКНУЛСЯ ПОДРОСТОК!!! ВАЖНА НЕ САМА ПРОБЛЕМА – А ТО, ЧТО ОНА ЗНАЧИТ ДЛЯ НЕГО!   

Вопрос 2: КАК ПОМОЧЬ ПОДРОСТКУ ПОВЕРИТЬ В СЕБЯ?

Этот вопрос напрямую связан с предыдущим, т.к. они оба оказывают прямое влияние на самооценку подростка.

Так вот самый естественный и простой способ поверить в себя – это себя узнать!

Вы можете увидеть здесь странность, вроде ребёнок уже как минимум лет 10 себя знает… Зачем же тогда ему себя узнавать?   

Дело в том, что со вступлением в переходный возраст подросток сталкивается с изменением требований к нему и ожиданий со стороны взрослых. Мало того – меняются они не только внутри, но и с наружи! Из милого карапуза вчера, вдруг сегодня появляется такой себе «гадкий утёнок» угловатый, нескладный, да ещё и с проблемной кожей. Поэтому естественно, что процесс принятия себя новым, становится для подростка довольно сложным!

И вот здесь нам, как родителям важно самим начать воспринимать его не как маленького, ничего не понимающего малыша,  а – разрешить себе увидеть в нём равную себе личность, которая не только может иметь своё мнение, но иногда даже более разумное и не штампированное, чем ваше.

Кроме того – не лишайте своих детей поступков и ошибок! Ведь только совершая что-то самостоятельно, человек получает возможность приобрести личный опыт, который в 100 раз более эффективно научит его делать правильные выводы, чем многочасовые нотации и лекции со стороны взрослых.   

В основе высокой, адекватной САМООЦЕКИ всегда лежит собственный успешный опыт! В выводах, советах, решениях и действиях…

Правило 2: НАУЧИТЕСЬ НЕ УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ПОДРОСТКОМ, А НАПРАВЛЯТЬ ЕГО!!!

Вопрос 3: КАК СОХРАНИТЬ ДРУЖБУ С ПОДРОСТКОМ?

И почему же так редко между родителем и подростком эта дружба есть?…

Здесь важно учитывать ещё одно Правило 3: ТО, ЧТО МЫ НАБЛЮДАЕМ ВНЕШНИЕ СЛОЖНОСТИ ОТ ПОДРОСТКА (в виде депрессивности, дерзости и закрытости) – ЭТО ЛИШЬ МАЛАЯ ЧАСТЬ ТЕХ СЛОЖНОСТЕЙ, КОТОРЫЕ ОНИ ИСПЫТЫВАЮТ ВНУТРИ!!!

Если Вы любите своего подростка, то наберитесь терпения и понимания, т.к. сложнее всего ему самому!!!

И да – накричать, запугать и заставить ребёнка делать то, что мы хотим от него гораздо легче, быстрей и эффективней.

А вот, разговаривать с ним, объяснять и узнавать его мнение… Требует столько сил и времени, которых попросту катастрофически не хватает  современному родителю. Поэтому данная проблема «отцов и детей» продолжает быть актуальной и в прошлые века, и сейчас.

Так вот, что бы помочь вам в этом, я сейчас хочу предложить экспресс-методику, которая как раз и не займёт много вашего времени и сил… Но при этом поможет отследить связь ваших негативных эмоций к своему ребёнку с тем, что он при этом чувствует, чего ему не хватает. А главное – как вы ему можете помочь! 

Экспресс-тест «ВЕДУЩАЯ ЭМОЦИЯ»

Из4-х негативных эмоций, которые наиболее плохо влияют на наши отношения с собственным ребёнком, выберите ОДНУ(!), именно ТУ, которую вы чаще всего испытываете по отношению к нему. 

Итак: ЗЛОСТЬ, РАЗДРАЖЕНИЕ, ОБИДА, ОТЧАЯНИЕ.

Выбрали? Теперь я предлагаю вам узнать, что происходит с ребенком в этот момент, какая проблема скрывается, и что с этим надо делать.

Итак, если вы чаще всего испытываете:

1.ЗЛОСТЬ

Вашему ребенку не хватает признания (Иными словами – критики больше, чем похвалы. Секрет прост – Надо ругать и хвалить ребёнка в соотношении – 1:3. Тогда, вот увидите – ваша критика будет не отторгаться, а приниматься).

2. РАЗДРАЖЕНИЕ

Вашему ребенку не хватает внимания (Как думаете, сколько времени необходимо ребёнку, чтобы точно чувствовать себя любимым, а не на периферии вашего внимания? Около 15 минут в день. Только эти минуты важно тратить не на лекции и нотации, а на интерес к настроению ребёнка, его мыслям и желаниям).

3. ОБИДУ

Вашему ребенку не хватает справедливого отношения (он чувствует несправедливость по отношению к себе. Тем самым поступает жестоко, т.к. ищет мести. Здесь важно обсуждать ожидания друг от друга. То, что вам, как взрослым кажется понятным, совсем не обязательно понятно вашему подростку. И наоборот!)

4. ОТЧАЯНИЕ

Ваш ребенок чувствует собственную никчёмность или неполноценность (не сформирована его значимость как личности, независимо от поведения и успехов в учёбе. Отмените систему проявления родительской любви только тогда, когда ребёнок ведёт себя хорошо. Он должен понимать и знать, что вы его любите даже когда ругаете. Потому что, ругать вы должны не его как личность, а его неверные действия. Тем самым вы сможете, не травмируя самооценку ребёнка, помочь критически посмотреть на себя со стороны).

Конечно же, мир вашего подростка (ровно, как и ваш) на ограничивается вашим влиянием и границами вашей семьи. Вокруг них происходит та самая Жизнь, которая полна и радостными, счастливыми событиями; и стрессовыми, напряжёнными ситуациями.

Но! Детям гораздо легче справится с трудностями, если в своей семье они могут найти защиту и поддержку. А вот, когда  обидчиками выступают те самые родители, (основная задача которых – дать ребёнку базовую потребность в безопасности!), то у него неизбежно формируются негативные личностные качества, проблемное поведение и другие радости подросткового возраста.

Почаще вспоминайте, что вы тоже когда-то были подростками. И если сейчас вы не помните своих трудностей того периода, то думаю ваши родители с этим поспорят! Желаю всем удачи и мудрости в таком непростом, но прекрасном процессе как воспитание! 

Психолог отделения социальной адаптации и реабилитации

ГУ «ТЦСОН Борисовского района»

Беляева Валерия Владиславовна