Психологическая безопасность детей в семье

Родители меньше всего прощают своим детям те пороки,

которые они сами им привили.

Фридрих Шиллер

Быть родителем – несомненно здорово! Однако кроме радости отцовства либо материнства, роль родителя влечёт за собой целый шлейф ответственности за своих детей. И, как правило, каждый любящий родитель заботится не только о благополучии, но и о безопасности своих чад. Однако безопасность ребёнка заключается не только в здоровом образе жизни или строгом применении правил безопасного поведения, но и в обеспечении психологической безопасности детей в семье!

Уже давно не секрет, что большинство проблем взрослой жизни берут свой исток из детства. И что окружающие взрослые люди вольно или невольно становятся причиной серьезных психологических детских травм. Причем это необязательно только родители. Воспитатели в детском саду, старший брат, строгая соседка, страшный сюжет по телевизору или из интернета могут послужить психическим расстройствам, которые в детстве могут проявляться не столь четко, а в зрелом возрасте дать о себе знать серьезными фобиями, нездоровыми склонностями, психозами и неврозами.

Как же предупредить или вовремя отследить такие нарушения? Внимательный и ответственный родитель сможет это сделать, познакомившись со следующей информацией. Итак…

ПРИЗНАКАМИ НЕБЛАГОПОЛУЧНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ РЕБЕНКА при нарушении его психологической безопасности выступают:

  • беспокойный сон, долгое засыпание;
  • повышенная утомляемость; 
  • чрезмерная обидчивость, плаксивость или, наоборот, повышенная агрессивность, упрямство; 
  • рассеянность, невнимательность;
  • отсутствие уверенности в себе, ребенок постоянно ищет одобрения у взрослых;
  • нарушения аппетита;
  • боязнь социальных контактов, нежелание участвовать в играх с другими детьми;
  • навязчивые движения и тики (подергивание плеч, моргание и др.);
  • повышенная тревожность и другие явления.

Перечисленные симптомы могут свидетельствовать о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, но только в том случае, если они не наблюдались ранее. Необходимо заметить, что не все признаки могут быть ярко выражены. Но следует обратить внимание на ребенка даже в том случае, если проявились только некоторые из них. Игнорирование подобных проявлений может привести к стойким нарушениям и в здоровье, и в личностном развитии ребенка.

В свою очередь, верными показателями того, что психологическая безопасность ребенка в достаточной мере обеспечена, служат хорошее настроение малыша, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности, высокая познавательная активность.

Для тех родителей, которые заинтересованы в психологическом здоровье своих детей вот ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ, КОТОРЫХ СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ С ЦЕЛЬЮ УМЕНЬШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРАВМ РЕБЕНКА:

Во-первых, это семейные конфликты при детях, особенно с применением физической силы. В таких ситуациях ребенок испытывает целый перечень негативных эмоций (страх, чувство вины, беспомощность и т.п.), которые негативно сказываются на его психическом состоянии и развитии.

Во-вторых, нельзя запугивать ребенка. Разговоры о Бабе-яге, Бармалее, полицейском или враче, который поставит укол за плохое поведение, и т.п., не только не помогают воспитанию, но серьезно ранят ребенка, ведь маленькие дети верят тому, что говорят взрослые. Ребенок, возможно, на какое-то время станет более послушным, но при этом у него возникнут страхи, тревожность, пропадет доверие к самым близким людям – родителям.

В-третьих, это несправедливое или слишком жесткое отношение взрослых к ребенку.Если малыш действительно виноват и осознает свою вину, то справедливое и умеренное наказание послужит для него уроком, но если родители наказали его незаслуженно, то это приведет к негативным последствиям – гневу, озлобленности, чувству несправедливости.

Кроме перечисленного, негативно на психическом и психологическом состоянии ребенка сказываются:

  • сцены насилия и жестокости, увиденные детьми в жизни, по телевизору или на компьютере;
  • разного рода травмы или происшествия, случившиеся с малышами;
  • психологическое давление со стороны взрослых или сверстников и многие другие факторы.

Также для обеспечения психологической безопасности ребенка взрослым необходимо очень внимательно относиться к собственному поведению с детьми и при детях. ДЛЯ ЭТОГО НЕОБХОДИМО ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ СЛЕДУЮЩИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ:

  1. Не следует конфликтовать, если ребенок находится рядом, демонстрировать агрессию по отношению к другим членам семьи. Если же конфликтная ситуация возникла при ребенке, следует показать ему конструктивные способы разрешения конфликта, а затем дополнительно объяснить причины разногласия и успокоить малыша. В этом случае ребенок, во-первых, не будет чувствовать себя виноватым, а во-вторых, получит возможность научиться грамотно выходить из конфликтных ситуаций.
  2. Родителям необходимо стремиться к доверительным взаимоотношениям со своими детьми независимо от их возраста. Этому способствует уважительное отношение к мнениям, чувствам, стремлениям ребенка.
  3. Давая указания или вводя запреты, необходимо аргументировать их целесообразность, а не воздействовать на детей силой или авторитетом. Наказание, если оно действительно заслужено, должно соответствовать возрасту, не должно включать физическое насилие или каким-то другим образом унижать достоинство ребенка.
  4. Нельзя игнорировать просьбы детей, отмахиваться от их потребностей и запросов. Ведь дети активно подражают взрослым, а значит, впоследствии будут так же реагировать и на их просьбы.
  5. Также стоит обратить внимание на доступ ребенка к опасной для его психики информации, взрослые обязаны ограждать детей от сцен насилия и от прочих вредных для психики ребенка явлений.

Конечно в современном мире люди подвержены многочисленным стрессам, высоким физическим и психологическим нагрузкам, испытывают на себе влияние самых разных негативных факторов. Но детям гораздо легче справиться с трудностями, если в своей семье они могут найти защиту от внешнего мира, удовлетворить потребность в заботе, любви, поддержке. Если же обидчиками выступают те самые взрослые, на поддержку которых ребенок рассчитывает (и которые должны ему ее обеспечить!), то у него неизбежно формируются негативные личностные качества, такие как агрессивность, замкнутость, тревожность, раздражительность, заниженная самооценка и др.

Учитесь быть хорошими родителями, размышляйте над своими ошибками и не переносите их на детей, и уж тем более не исправляйте свои ошибки за счет них. Помните, что у ваших детей будет своя жизнь, не заставляйте их проживать жизнь за вас, достигая за вас каких-то целей. Ваша задача не в том, чтобы «он поступил в институт, ведь я когда-то не смог», и не в том, чтобы «она стала врачом, как я мечтала», а в том, чтобы дать детям возможность гармонично развиваться, адаптироваться к этому миру, избрать СВОЙ неповторимый путь и стать в конце концов полноценным и счастливым человеком!

Психолог ГУ «ТЦСОН Борисовского района»

Беляева Валерия Владиславовна