Зло — это не компьютер, а безразличие друг к другу в семье…

«Он у меня такой умный – совсем маленький, а лучше меня разбирается в телефоне!»      

«Ваня, давай кушать кашу. Смотри, я тебе уже и мультик включила»

«Ой, да возьми уже, только отстань! Не может без планшета и часа прожить!»

            Знакомые истории, правда? Родители с удовольствием встраивают современные технологии в свои отношения с ребенком. Еще бы: гаджеты так увлекают детей, что их можно без особых проблем и переодеть, и накормить, и занять. Беда в одном: через несколько лет мамы, папы, бабушки и дедушки рассказывают примерно такую историю: «Целыми днями он сидит за компьютером. То играет в игры, то в соцсетях… Ему ничего не интересно. Что я только ни делал(а): планшет забирала, запрещала, убеждала, рассказывала о вреде. В итоге у нас совсем испортились отношения…» Искренние переживания родителей смешиваются с непониманием: бороться бесполезно. Вообще с детьми бороться бесполезно, а в такой ситуации и подавно: потеря доверия и уважения друг к другу гарантированы.

           Между тем, родители сами настойчиво отправляют ребенка в виртуальный мир. Если честно себе признаться, то можно с удивлением обнаружить, что гораздо проще было дать ребенку в ручку телефон или планшет вместо того, чтобы поиграть с ним в игру, прочесть ему книжку, обсудить его дела и проблемы. Кроме того, ребенку интереснее с компьютером, чем с родителями. В интернете есть все, что ему нужно: общение с друзьями, новая и актуальная информация, увлекательный контент. Ребенок все время только играет в игры и общается в социальных сетях еще потому, что он не знает, для чего еще может быть полезен компьютер. Так что большое заблуждение родителей — это то, что компьютер зло. Невнимание и безразличие друг к другу в семье – это зло. А компьютер и интернет – это возможности. Если научить ими правильно пользоваться, то можно значительно улучшить качество жизни.

                                                          Что можно сделать?

            Во-первых, проблему легче предотвратить, чем потом решать. До трех лет детям противопоказано общение с мобильными телефонами, планшетами и компьютерами. Ребенок должен развиваться, играть, познавать окружающий мир без использования этих устройств. Лимит просмотра мультфильмов в этом возрасте – 30 минут в день (и то ближе к трем годам). Мобильный телефон целесообразно покупать ребенку примерно после 10-11 лет, до этого возраста школьнику вполне достаточно смарт-часов, чтобы быть «на связи».

             Если ребенок старше, а проблема уже есть, в этой ситуации первым шагом к ее разрешению будет установление дружеских отношений с собственным ребенком. Что это значит в данной ситуации? Это значит искренне разделить с ребенком его увлечение (т.е. учиться уважать право и желание ребенка заниматься тем, чем он занимается). Звучит это примерно так: «А расскажи мне, в чем суть игры?», «Это правда, что эта игра одна из самых популярных в мире? А почему?», «А можешь показать, как ты это делаешь?» А также не применять свою власть для решения вопросов проведения времени за компьютером (за исключением случаев, касающихся морального и психического здоровья ребенка, но и в таком случае необходимо объяснить, почему это нельзя, опасно и т.д.) Звучит так: «В этой сцене слишком много насилия. Можно ли в этой игре избегать таких сцен? Нет? Сцены насилия очень вредят детскому мозгу: это может сказываться на развитии, а еще могут сниться кошмары, например. Мне очень жаль, но я вынужден (а) запретить тебе эту игру. Но ты можешь найти другую, без таких сюжетов. И я совсем не буду против». 

        Основная задача этого этапа – аккуратно войти в тот мир, где любит бывать ребенок. Нужно понимать, что потребуется время на установление контакта и формирование общего интереса. Это довольно сложный для многих этап. Но если родитель искренне заинтересован в том, чтобы наладить общение со своим ребенком, то постарается понять, чем же это «место» так его привлекает.

                                                         Как перенаправить интерес?

            В силах любого родителя перенаправить интерес своего ребенка с праздного времяпрепровождения на полезное. Виртуальная жизнь полна возможностей, которые в реальности часто отсутствуют, что дает желание получить новые впечатления малыми усилиями. Там интересно и легко. Конкурировать с таким явлением очень непросто. Но возможно. Потому что у семьи есть один козырь, которого нет у интернета и компьютера. Сколько бы им ни было лет, какими бы ни были их отношения, что бы они ни говорили, детям всегда нужны мама и папа. Время, проведенное в любящей семье, – бесценно. Именно по этой причине родителю необходимо выбираться  из своей зоны комфорта и идти навстречу новым впечатлениям. Нужно искать новые формы развлечения для своей семьи: выставки, поездки, совместный поход в кино, веревочные городки, пикники, каток, бассейн… Любые формы совместной активности, где можно общаться и наслаждаться общими впечатлениями. Задача этого этапа: переключить внимание, показать «мир за окном», узнать о своем ребенке что-то новое. И удивиться тому, насколько сын или дочь интересная и неординарная личность. Самое главное, что нужно понимать родителям, это то, что их дети живут в эпоху информации больших объемов и высоких скоростей. И им, детям, там интересно, легко и спокойно. И если родители решают «выдернуть» свое чадо оттуда, значит, им придется предоставить своим детям что-то взамен. Например, свое внимание. Потому что нельзя просто забрать у человека часть его жизни и ничего не дать ему взамен. Если такое происходит, то это называется насилием.

                                                        Расширяем возможности

             Детям постарше можно ненавязчиво предложить сделать домашнее задание в планшете: например, презентацию новой темы или проект по иностранному языку можно выполнить в графическом редакторе. Попросить найти информацию на интересующую тему. Можно рассказать о том, что существуют уникальные приложения для творчества: позволяющие делать необычные изображения, видео и музыку, для записи и обработки голоса и других звуков и многое другое. Можно отправить ребенка на курсы по программированию или веб-дизайну. Задача этого этапа: сделать время, проведенное ребенком за компьютером, полезным и пополнить знания ребенка.

                                                          А если это зависимость?

              Есть еще один очень важный аспект, требующий отдельного разговора. Часто родители боятся, что, сидя часами за компьютером, у ребенка разовьется зависимость: от интернета, от компьютера, от социальных сетей и т.д. Однако это не совсем так. Склонный к зависимой форме поведения человек найдет для себя зависимость в любом проявлении: в запрещенных веществах, в еде, в отношениях и т.д.  Виной всему в этой ситуации – чувство собственной ненужности и ущербности, ощущение враждебности мира, отсутствие любви и понимания со стороны родных и близких людей. Поэтому первое противоядие для появления таких чувств у ребенка – безусловная родительская любовь. Не потакание во всем, а здоровая родительская любовь: дающая опору, очерчивающая границы, принимающая любым.

                                                              

                                                                Татьяна Клюня, психолог  ГУ «ТЦСОН Борисовского района».

         Специалисты ГУ «ТЦСОН Борисовского района» оказывают психологическую, юридическую помощь пострадавшим от домашнего насилия. Наш адрес: ул. 50 лет БССР, 27а. Тел. психолога 78-65-54.

Если Вы стали жертвой торговли людьми, насилия в семье, у Вас есть возможность получить услугу временного приюта. Справки по тел.: 78-67-25 (понедельник-пятница, с 08.00 до 17.00).

Телефон экстренной психологической помощи 78-60-00, мобильный 8(044)557-16-06 (по будним дням с 8.00 до 13.00, с 14.00 до 17.00).