О детском воровстве

Детское воровство — проблема крайне неприятная, она волнует и пугает, и это неудивительно — ведь каждый родитель мечтает о том, чтобы жизнь его ребенка сложилась удачно. А тут такое!!! Родителям чаще всего нелегко признаться даже самим себе, что их ребенок совершил «ужасный» поступок — украл деньги или присвоил чужую вещь. Когда ребенок попадается на краже, родители обычно чувствуют себя совершенно растерянными. И нередко такое поведение ребенка воспринимается как свидетельство его неизлечимой аморальности. «У нас в семье никто и никогда ничего подобного не совершал!» — часто слышишь от потрясенных родных. Между тем, эту крайне неприятную проблему решить можно, и первое, что для этого необходимо сделать — это попробовать найти причины воровства и постараться наладить искренние и доверительные отношения с ребенком.

Почему он так поступил?

Ребенок может «украсть» просто потому, что это очень легко, а удержаться от соблазна, наоборот, трудно. Всем маленьким детям тяжело контролировать свои желания. Если маленькому ребенку хочется взять конфету, лежащую на столе, и он уверен, что никто этого не заметит, он ее возьмет. Произвольное поведение, подчиненное внутренним социальным нормам, обычно формируется к 6-7 годам. Поэтому никому и в голову не придет называть вором двух-трехлетнего малыша, взявшего без спросу чужую игрушку. Импульсивные поступки, совершенные малышами – это еще не воровство. Но чем старше ребенок, тем вероятнее, что подобный его поступок будет расценен как попытка присвоить чужое, иными словами — как кража.

У детей постарше (от 8 до 10-11 лет) воровство часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы: ребёнку тяжело на свое «хочу» самому себе твёрдо сказать «нет». Таким детям очень трудно справиться с соблазном, хотя они и испытывают стыд за свой поступок. Вот и получается: ребенок знает, что воровать нехорошо, но, не в силах противостоять своему «хочу», совершает кражу.

Что делать, если у младшего школьника недостаточно развита воля? Основная рекомендация в данном случае следующая: не делайте за ребенка то, с чем он уже в состоянии справиться сам. Еще полезно предлагать ребенку самому ставить цели и достигать их. Начните с краткосрочных целей: «Куда пойдем? Что сегодня сделаешь?» И не меняйте его программу, позвольте ребёнку её реализовать. Это очень ценное качество человека: умение самому поставить себе цель и достичь ее. Ребенку необходимо отвечать за что-то в семье — например, за наличие в доме свежего хлеба и, непременно, начиная с 7–8 лет, за собственный портфель, стол, комнату и т.д. Постепенно передавайте ему какие-нибудь дела, делитесь с ним ответственностью.

Эффективным способом профилактики воровства является выделение ребенку карманных денег (лет с 7-8). Собственные деньги воспринимаются детьми с большой ответственностью. Как правило, даже семилетние дети распоряжаются регулярно выдаваемой им суммой очень разумно, а лет с девяти начинают их копить на крупные покупки, что свидетельствует об успешном преодолении своей импульсивности.

Реакция на травму

Наиболее серьезный повод для беспокойства дает ребенок, который периодически крадет деньги или вещи, принадлежащие его родным или близким друзьям семьи. Чаще всего кражи такого рода совершают подростки и младшие школьники, хотя истоки подобного поведения могут находиться в раннем детстве. Иногда дети чувствуют, что родители обращают на них мало внимания. Когда они присваивают себе их вещи или берут деньги, то это символический акт воссоединения с родителями, которые начали отдаляться, и, таким образом, попытки ребенка восстановить утраченную связь с родителями достаточно часто становятся причиной воровства. Когда родители озабочены собственными проблемами, ребенок чувствует себя одиноким и заброшенным. Ему начинает казаться, что родители уделяют ему меньше внимания, чем другим детям, или что его не любят, или что к нему несправедливы. И тогда он может взять у мамы из сумки деньги или какую-то вещь, но всегда таким образом, что пропажа легко обнаруживается. Сами деньги ребенку не очень-то и нужны. Он бессознательно стремится привлечь внимание родителей, пусть даже это будет гнев, возмущение и наказание. Когда тебя наказывают, это все же лучше, чем когда тебя вообще не замечают. 

Исследования психолога Э. Давыдовой, проведенные в семьях ворующих детей, показали, что кража — это реакция ребенка на травмирующие его обстоятельства жизни. Часто в семьях ворующих детей наблюдается эмоциональная холодность, ребенок из такой семьи либо чувствует, что его не любят, либо переживает расставание с одним из родителей. Больше всего злит и раздражает, что ребенок, совершивший проступок, как бы не понимает, что он сделал, он отпирается и ведет себя как ни в чем не бывало. Такие кражи не имеют своей целью обогащение. Чаще всего ребенок почти не осознает, что он сделал. На гневный вопрос родных: «Зачем ты это сделал?», он совершенно искренне отвечает: «Не знаю». Одного родители не могут понять: кража в этом случае — крик о помощи, попытка достучаться до них. Иногда, не найдя поддержки и понимания в семье, ребенок начинает воровать вне семьи. Создается ощущение, что он делает это назло равнодушным, вечно занятым и недовольным родителям. Здесь вывод очевиден – налаживать детско-родительские отношения.

Способ самоутверждения

Воровство может быть способом самоутверждения, что тоже является свидетельством психологического неблагополучия ребенка. Он таким образом хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение кого-либо (различными угощениями или красивыми вещами).Например, ребенок, взявший из дома деньги и накупивший на них конфет, раздает их другим детям, чтобы заслужить их дружбу, хорошее отношение. Ребенок повышает собственную значимость или пытается обратить на себя внимание окружающих единственно возможным, по его мнению, способом. Некоторые дети начинают воровать, чтобы не чувствовать своей неполноценности, чтобы убедить самих себя и окружающих в своей хитрости, ловкости, смелости. В этом случае одного разговора родителей с ребенком о недопустимости воровства и понятии «собственность» недостаточно. Необходимо работать с причиной — а причина здесь в отсутствии навыков общения, возможно, в низкой самооценке. Также здесь стоит обсудить тему «дружба».

Причиной воровства может быть не только попытка самоутвердиться или слабая воля, но и пример друзей, так называемое воровство «за компанию». Родители должны знать, что для подростковой среды характерны так называемые «кражи престижа»: ребёнка на кражу подговаривают сверстники, аргументируя необходимость совершения воровства поддержанием статуса в группе или, другими словами, «на спор». Необходимо знать всех друзей своего ребенка, особенно если вы опасаетесь негативного влияния с их стороны. Приглашайте их домой, по возможности познакомьтесь с их родителями. Самое главное — ненавязчиво создавайте приемлемый круг общения для ребенка. Об этом надо позаботиться, пока он еще маленький. Это могут быть дети ваших друзей, его одноклассники, какой-то клуб, кружок, секция — словом, любое общество, объединяющее людей со схожими интересами и доброжелательно относящихся друг к другу.

Как родителям вести себя, если они подозревают ребенка в воровстве?

Если ребенок «не пойман за руку», не спешите его обвинять. Помните о презумпции невиновности.Будьте предельно осторожны, проявляйте чуткость, ведь перед вами не вор-рецидивист, а ребенок. От вас зависит, каким он вырастет. Поспешив, дав волю своему негодованию, вы можете лишить его уверенности в праве на хорошее отношение окружающих, а тем самым и уверенности в себе. Некоторые родители в сердцах бьют детей по рукам, приговаривая, что в древности ворам отрубали руку, грозятся в следующий раз сдать их в милицию. Так нельзя, это ожесточает детей, создает ощущение собственной порочности.

Дайте ребенку понять, как вас огорчает то, что происходит, но старайтесь не называть происшествие «воровством», «кражей», «преступлением». Постарайтесь понять причины такого поступка, сделать это можно вместе с психологом. Возможно, за фактом кражи кроется какая-то серьезная проблема. Например, ребенок взял дома деньги, потому что с него требуют «долг», а ему стыдно в этом признаться, или он потерял чью-то вещь, и эту потерю требуется возместить… Попробуйте вместе с ребенком найти выход из сложившейся ситуации. Украденную вещь необходимо вернуть владельцу, но необязательно заставлять ребенка делать это самостоятельно, можно пойти вместе с ним. Он должен почувствовать, что каждый человек имеет право на поддержку. Если ребенок взял что-то у сверстников или в чужой семье, то сама по себе процедура выяснения обстоятельств кражи (с участием потерпевших и их родителей), извинения и возвращения похищенного достаточно болезненна. Неприятное воспоминание, которое останется у ребенка от такого разбирательства, поможет ему в следующий раз удержаться от соблазна.

Если вы уверены, что вещь взял ребенок, но ему трудно в этом сознаться, подскажите ему, что ее можно незаметно положить на место. Например, для маленьких детей подойдет следующий ход: «У нас дома, видимо, завелся домовой. Это он утащил то-то и то-то. Давай поставим ему угощение, он подобреет и вернет нам пропажу». В младшем возрасте ребенку часто достаточно объяснить, что он поступает нехорошо. Если ваш ребенок постарше, можно обсудить с ним возможные последствия воровства, такие как потеря друзей, плохая репутация, утрата доверия людей и проблемы с законом. Напомните ему, что в некоторых магазинах стоят видеокамеры и принята политика «нулевой толерантности». В таких магазинах не прощают даже первого нарушения, если вы вернете украденную вещь, а сразу вызывают милицию.

Руководствуйтесь золотым правилом воспитания: «ругай наедине, хвали при всех». Следовательно, не стоит обсуждать случай с посторонними. Не возвращайтесь к произошедшему вновь и вновь, когда ситуация разрешится, иначе вы рискуете закрепить поступок в сознании ребенка.

Несколько слов о профилактике

Доверительная беседа — лучшая профилактика возможных сложностей. Обсуждайте с ребенком его проблемы. Особенно хорошо будет, если вы поделитесь собственными переживаниями, расскажете, какие чувства вы испытывали в подобной ситуации. Ребенок почувствует ваше искреннее желание понять его, дружеское живое участие.

Активность ребенка хорошо бы направить «в мирное русло»: выясните, что на самом деле интересует вашего ребенка (занятия спортом, рисование, собирание какой-нибудь коллекции, книги, фотографирование и т.д.). Чем раньше вы это сделаете, тем лучше. Ребенок, жизнь которого наполнена интересными для него занятиями, чувствует себя более счастливым и нужным. Ему нет нужды привлекать к себе внимание неадекватным способом, у него обязательно появится хоть один друг.

Ребенка надо научить сопереживать, задумываться о чувствах окружающих. Надо познакомить его с правилом: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» и объяснить смысл этого правила на примерах из собственной жизни. Детям нужно осмыслить, что в жизни ценно, осознать свою ответственность. Ведь ребенок должен отказаться от воровства не из чувства страха, а потому, что он сам так для себя решил.

Татьяна Клюня,

психолог ГУ «ТЦСОН

Борисовского района»


Специалисты ГУ «ТЦСОН Борисовского района» оказывают психологическую, юридическую помощь пострадавшим от домашнего насилия. Наш адрес: ул. 50 лет БССР, 27а. Тел. психолога 78-65-54.

Если Вы стали жертвой торговли людьми, насилия в семье, у Вас есть возможность получить услугу временного приюта. Справки по тел.: 78-67-25 (понедельник-пятница, с 08.00 до 17.00).

Вы можете задать вопрос психологу по электронной почте psi734554@mail.ru

Телефон экстренной психологической помощи 78-60-00 (по будним дням с 8.00 до 13.00, с 14.00 до 17.00), мобильный 8(044)557-16-06 (по будним дням с 8.00 до 17.00).