Тонкости воспитания или секреты счастливого ребенка
Лучший способ сделать ребенка хорошим –
это сделать его счастливым.
Оскар Уальд
Наверное, каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок вырос здоровым, успешным, счастливым — в общем самым-самым. И с каждым годом эта задача, она же мечта, становится всё более трудной, потому что жизнь в современном мире ускоряется, усложняется, сметает привычные правила, устои и рамки. И перед родителем встают далеко не праздные вопросы: «Как передать подрастающему человеку правильные ориентиры и ценности?», «Как уберечь его от опасностей и соблазнов этого мира?». И, в конце концов, «Как мне быть для него хорошим родителем?».
Чаще всего у родителей и у детей разные представления о счастье. Родители иногда считают, что если ребенок вкусно накормлен, тепло одет и получил на день рождения желаемый подарок – то он счастлив. На самом деле не так легко определить, счастлив ребенок или нет.
Счастливый ребенок – это такой ребенок, который знает, что его любят (независимо от совершенного проступка), чувствует свою защищенность, участвует во «взрослых делах», ощущает свою уникальность, чувствует поддержку со стороны родителей в преодолении незнакомых ситуаций.
Важно понять, что именно Вы можете помочь своему малышу стать счастливым. Что же для этого нужно?
- Безусловная любовь
Любите ребенка таким, какой он есть. Все просто. Когда ребенка принимают и любят не за что-то, а просто за то, что он есть, – у него рождается чувство своей нужности, полноценности, уникальности, которое становится корнем, основой жизни человека. Малыши, лишенные абсолютной и безусловной любви, вряд ли вырастут счастливыми людьми.
Каждому ребенку просто необходимо ощущать себя самым дорогим для мамы и папы человеком, самым нужным и самым хорошим. Для этого родителям следует постоянно, открыто, в том числе и словами, выражать свою любовь к ребенку.
- Вера в себя
За первые пять-шесть лет малыш формирует представление о себе исключительно на основе той информации, которую получает от родителей. Верная самооценка ребенка – это основа его успешного жизненного пути, важнейший регулятор его поведения и отношений с людьми.
Когда родители внушают ребенку, что он всегда делает все хорошо и правильно, восторженно восхищаются его посредственными способностями, принимают во всем его сторону – малыш вырастает испорченным эгоцентристом, с завышенной самооценкой и чувством превосходства. Как правило, такой человек не умеет ладить с другими людьми, не вызывает у них симпатии. А отсюда вытекает и жизненное несчастье: человек, не способный установить добрых и равноправных отношений с людьми, не может быть счастливым.
А если родители, наоборот, излишне критичны и требовательны к своему ребенку, равнодушны к его успехам, редко одаривают похвалой или ласковым словом, то малыш растет никому не нужным, беспомощным, с очень низкой самооценкой. Внутренний потенциал такого ребенка остается нераскрытым.
Маленький человек способен ощутить и понять, любят ли его, радуются ли ему, относятся ли к нему с уважением. Однако мало говорить ребенку, что его обожают. Создайте условия для успеха ребенка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым. Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности. Ваша вера способна превратить возможность в действительность. И непременно уважайте и цените себя. Малыш будет перенимать это у Вас.
- Позитивный взгляд на жизнь
Дети отличаются феноменальной способностью радоваться жизни, но если не поддерживать эту способность, ребенок может замкнуться в себе, улыбаться будет все реже, не будет замечать позитивного в жизни, а станет «зацикливаться» только на трудностях и проблемах. Стоит с детства приучать ребенка думать о хорошем, о предстоящих успехах, учить видеть не только плохие стороны жизни. Старайтесь быть оптимистом и воспитывайте эту особенность у Вашего малыша. Оптимисты опираются на хорошие воспоминания, неприятности считают случайностью и верят в лучшее будущее.
Улыбайтесь возникающим трудностям и проблемам. Смех часто является лучшим лекарством при отрицательном отношении к жизни, вызванном страхом. Если мы перестанем воспринимать самих себя чересчур серьезно, наши дети поймут, что и они могут делать ошибки, смеяться над ними, затем собираться с силами и продолжать жить. Если детей не стыдят и не наказывают за ошибки, это дает им возможность научиться важнейшему искусству – умению любить себя и принимать собственное несовершенство. Почаще улыбайтесь своему малыш и думайте о хорошем!
- Борьба с препятствиями и достижение результата
Не нужно постоянно ограждать ребенка от трудностей и неприятностей. Позднее ему не будет хватать стойкости в тяжелых жизненных ситуациях. Трудности приносят и положительный опыт, закаляют, добавляют решительности и ответственности. Просто нужна разумная поддержка. Необходимо найти золотую середину между безоговорочным контролем и ситуацией, когда ребенка оставляют с проблемами наедине. При этом к чувствам ребенка надо относиться очень бережно.
Дети очень любят добиваться результата – надо помочь ребенку поставить цель и добиться ее. Ребенок с удовольствием будет смотреть, как справляется с чем-то взрослый, и подражать. Идеальный вариант – это совместная деятельность. Малыши любят такое сотрудничество. Будь то наведение порядка в доме или выпечка торта – учите малыша основам достижения целей, осуществлению задуманного. Помогайте ему словом и делом, но не делайте ничего вместо него, потеряв терпение. Наилучший способ научить детей быть тружениками, благополучно достигающими конечной цели, – это стать их партнерами. Как только дети с успехом научатся справляться с препятствиями, они будут воодушевлены своими победами и постараются сделать все от них зависящее на пути к достижению более серьезных целей. Все это обязательно положительно отразится на судьбе взрослого человека.
- Самозанятость и самостоятельность
Ребенка обязательно нужно научить этому. Он должен открыть, что работа и полное погружение в какое-либо занятие доставляют удовольствие. Когда человек углублен в свое любимое занятие, он спокоен, уравновешен, бодряще напряжен. Множество людей не обладают элементарной способностью занять себя или посвятить определенной задаче, поэтому становятся жертвами скуки. Дети, которым скучно, хнычут, цепляются за мамину юбку. Чтобы подобного не происходило, детишки должны учиться занимать себя: играть, рассматривать картинки, мастерить, рисовать, помогать по дому. А родители должны давать им возможность уходить с головой в любимое занятие.
Ребенку необходимо предоставить возможность делать что-либо самостоятельно. Он должен приобретать собственный опыт, в том числе и негативный. Искусство взрослых состоит в том, чтобы давать детям маленькие советы, чуть-чуть помогать, когда что-то не ладится. Главное – помощь должна быть такой, чтобы она не перекрывала собственное участие ребенка в решении задачи.
- Риск новизны
Каждый ребенок нуждается в новых впечатлениях и ощущениях. Дети ведут себя в этом случае по-разному. Один каждый раз норовит исследовать незнакомую территорию, а другой при этом испытывает опасения. Ребенок может бесстрашно взбираться на дерево, но стесняться людей. А может быть общительным, но бояться прокатиться на каруселях. Важно понять, в чем проблема – и оказать ребенку поддержку. Если Ваш ребенок робок – помогите ему, ненавязчиво продвигая в направлении чего-то нового.
Маленькому ребенку для счастья требуется не только здоровье, но и надежные руки родителей, их забота, теплота и ласка, а еще радость, новые впечатления и общение.
Тема, которую мы затронули в этой статье, очень большая. Чтобы описать все нюансы и тонкости процесса воспитания понадобится множество страниц.
Все дело в уникальности каждой семьи. Уникальной природе родителей, детей, родственников, в особенностях культуры, которая окружает семью.
У каждого родителя есть ключ к своему ребенку, которого нет ни у кого другого. У ребенка и родителя существует невидимая связь, поэтому только родитель знает, что лучше для счастья его собственного дитя.
Ищите и получайте знания. Стремитесь ко всему самому светлому и хорошему, тогда Вы будете точно знать, как вырастить вашего ребенка самым счастливым.
Психолог отделения
социальной адаптации и реабилитации
Задруцкая Вероника Олеговна